Очень интересная, сильная и очень глубокая по смыслу и по содержанию проповедь о разном. Об обидах, ссорах, о том: почему нельзя силой заставить человека изменить свою жизнь или кого-то полюбить или что-то заставить делать.
проповедь от Андреас (Конанос)
текст проповеди:
Для тех у кого нет детей эта тема тоже важно поскольку является частью общей для всех мучительные проблемы присутствие психологического давления насилие в нашей жизни Можно было бы ее озаглавить и так оставь человека в покое то есть не беспокой и не третирует других людей.
Когда в 1986 году я впервые приехал на святую гору я спросил монахов в скиту святой анны
- батюшка ты монах у тебя нет семьи детей ты не строишь дома не работаешь на заводе что же ты делаешь для мира?
тогда мне было шестнадцать лет и он ответил мне:
- Знаешь, я подвержен многим страстям и немощен. Я постоянно гневаюсь нервничаю у меня трудный характер. И мое дело для вас живущих в миру - ваш покой ибо я не обременяю вас своими страстями слабостями. Если бы я жил рядом с вами я бы утомлял его с собой своим тяжелым характером. Сейчас по крайней мере я никого не беспокою. Я живу здесь в своём безмолвии, в своих ошибках в своих грехах. Но оставляю вас в покое.
Это очень глубокие и значимые слова. Мы должны стремиться к тому чтобы не раздражать тех кто находится рядом с нами. Не утомлять их не угнетать их личность. Потому что даже если говоришь с человеком о чем-то хорошем и правильном, но давишь на него это раздражает. Например когда кто-то говорит тебе что нужно поститься молиться ходить в церковь, но при этом слишком настойчив. То такое внушение только раздражает и злит и результат бывает в обратном. Поэтому оставив другого в покое чтобы он постепенно сам понял все что ты хочешь сказать ему. Не заставляя людей делать что-то насильно не раздражая их.
С тех пор прошло 22 года с той моей поездки на святую гору. Этот подвижник продолжает делать то же самое он живет в безмолвии, вошел в улей свои души собрал мед своей жизни. Но теперь люди сами просят его помощь и приходят и говорят: Дай нам силу твоей души! Сядь, поговори с нами! Мы хотим прикоснуться к тебе! Хотим исповедаться у тебя!»
Видите он никого не беспокоил, но теперь люди его беспокоит и ищут почему потому что у него есть то чего нет у них.
Когда ты тревожишь других людей и оказываешь на них давление ты не сможешь успокоить их душу не убедишь их изменить свою жизнь. Силой нельзя заставить человека изменить свою жизнь нельзя навязать ему добро. Изменить можно только себя. Именно по этому так часто наши слова не бывают услышаны и никого не убеждаю и ты никак не влияешь на остальных людей. Пусть твой ребенок растет тихо и спокойно! Оставь его в покое не читай ему аннотации! Попробуй изменить себя! Стань немного отшельником исихастом. Ничего что ты живешь в городе где шум и сумасшедшие ритму жизни. Живи немножко так как будто ты монах. Старайся заниматься собой взращивать свою душу копи в ней спокойствие и тишину счастья. И когда она переполнится ими, то только тогда ты сможешь передать все эти богатства своему ребенку без многословных речей и строгого одергивания его поведения которое лишь раздражая. Оказывая давление на кого-то, мы подтверждаем тем самым что мы не чувствуем себя счастливыми.
Попытка убедить кого-то в своей правоте силой означает, что твоё делание не при исполняет тебя самого. Человек который удовлетворён тем что он делает - не давит на остальных. Он счастлив.
Скажи: видят ли твои дети или твой муж или твоя жена или остальные люди что ты счастлив тем что делаешь.
Вот ты идешь в храм. Заходишь туда. Пребываешь там. Делает ли тебя счастливым жизнь в церкви? Наполняется ли в тебя мир?? ….или тебе только кажется что исполняя какие-то обеты и ритуалы ты становишься счастливым?? так ли ты спокоен?
Если «Да», то тебе не надо разглагольствуем об этом перед ребенком и другими. Твоё умиротворение и счастье заметно само по себе и ребенок это принимает и понимает.
Когда преисполнен счастьем, то не испытываешь желание сказать - ты должен пойти в храм (ты должен быть счастлив) Не заставляешь силой не раздражаешься. А просто предлагаешь показываешь, просто чувствуешь себя счастливым и думаешь меня не интересует: хотят ли мои родственники мои соседи пойти в храм. Для меня вопрос в другом: я идущий в храм как священник как христианин - счастлив ли я?
Если я счастлив то они это увидят об этом расскажет им мое лицо мое слово мое поведение. я не могу никого заставить жить моей жизнью. Даже Бог этого не хочет. Даже он этого не делает.
Иисус ходил со своими учениками. И в какой-то момент некоторые из учеников ведь сначала их было больше чем 12, оставили его не желая более быть его учениками. В тот час он обратился к 12 и задал им вопрос который мы возможно не решились бы задать нашим детям и близким родным. Господь иx спросил:
- Может быть и вы хотите уйти?
Словно говоря им:
- и вы хотите уйти от меня? и вы? эти уходят. видете их? и вы хотите уйти?
Тогда Пётр сказал ему:
- Господи, куда же нам идти если ты лучший учитель? Если наша душа успокаивается утихает возле тебя как же нам уйти? (смотрите Евангелии от Иоанна глава 6 стих 67)
И господь будто отвечает на его слова:
- Я хочу чтобы вы остались со мной, но чтобы остались по своей воле. Не хочу вас заставлять силой.
Кто из нас это может сказать своему ребенку?
- Дитя моё, я хочу чтобы ты остался со мной не из за того что я твой отец (твоя мать), не за того что закон позволяет заставить тебя оставаться со мной до 18 лет, а потому что хочу чтобы ты чувствовал себя счастливым рядом со мной. Хочешь ли ты остаться, если я дам тебе возможность выбора – уйдёшь ли ты сегодня вечером? Или например ты остаешься потому что боишься что я ударю тебя ? …или наоборот соберешься уйти?
…или останешься потому что радуешься возможности побыть вместе?
Саможелание сердечного желания - вот это и есть цель. Её не так легко достигнуть. Но Бог хочет именно этого и никого не принуждает. Захотели пришли, а если кто-то хочет уйти то может сделать и так. Господь хочет чтобы ты свободно поступал по своему желанию так, как когда-то блудный сын сказал своему отцу: я хочу чтоб ты дал мне мою долю потому что я хочу уйти и жить как я хочу. Его отец хотя в глубине души и не желал этого выполнил его волю. Он отдал сыну его долю имущества со словами: дитя мое я тебя люблю, но любовь не есть принуждение. Ты не можешь хотеть чтобы кто-то полюбил тебя через силу потому что это не любовь.
Мы не можем заставить своих жен или мужей любить нас в принудительном порядке. Мы не можем и не имеем права принуждать к этому своих детей. Любовь нельзя навязать. Человек может быть только вдохновлен к ней и ей.
Поэтому отец блудного сына говорит ему:
- Возьми свои деньги свое имущество и иди. Но я знаю что люблю тебя так сильно, что куда бы ты не пошел такого как я не найдешь. Зная что ты будешь жить в распутстве во блуде, впутаешься в неприятности. Но когда-нибудь ты вернешься ко мне. Я хочу тебя удержать, но как это сделать? Запереть тебя насильно это невозможно.
Вот так отец дал сыну свободу выбора.
Почему?
Потому что он сам был спокойный и уверен в любви которую испытывал к своему чаду. Когда ты уверен в том что делаешь, то пребываешь в покое. Когда же в доме ссоры и крики даже из самых правильных и достойных побуждений, то дети перестают быть хорошими.
Нельзя ругать ребенка за то что он делает!
Если твой ребенок совершил какой-то недостойный поступок ты совершаешь намного больший грех устраивая из-за этого скандал чтобы таким образом направить его по правильному пути. Зло не может быть исправлены новым злом. Вот почему мы говорим нужно сначала, что самому сделать первый шаг, самому стать счастливым искренне радоваться тому как живешь.
Позвольте мне рассказать вам о том как поступил один человек будущий святой, когда вернувшись домой застал свою жену с другим мужчиной. Он очень любил свою жену, но знал что любовь нельзя навязать. Он очень хотел чтобы и она любила его ну понял что это невозможно. И тогда он сказал ей:
- Раз ты с другим, значит не хочешь быть со мной. прощай я ухожу. и он ушел и стал учеником святого Антония. Это святой Павел Припростый и великий подвижник великий чудотворец в церкви который изгонял бесов.